В соответствии с планом работ судебного участка на второе полугодие 2021 года проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

    Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 мая 2015 года указал, что право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.

    В статье 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

    Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

    Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), которым закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (статьи 54, 60), а также установлена корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80) и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей (статья 85 СК РФ).

    Статьей 80 СК РФ установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

    Указанная норма введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15.07.2016.

    До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена.

    С 15 июля 2016 года установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

    За первое полугодие 2021 года на судебный участок № 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области поступило 15 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых, 15 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения.

    Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, направленном на нарушение или невыполнение норм семейного законодательства, а именно неуплате родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.

    Анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, свидетельствует о том, что ее обязательными элементами являются:

    - наличие решения суда или нотариально удостоверенного соглашения о взыскании алиментов;

    - неуплата родителем алиментов на содержание несовершеннолетних либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста;

    - период неуплаты алиментов, который составляет 2 месяца и более со дня возбуждения исполнительного производства;

    - отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов;

    - отсутствие признаков, указывающих на наличие в деянии лица признаков уголовно наказуемого деяния.

    Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, Верховным Судом РФ были даны разъяснения по данному вопросу. В Обзоре указано, что, поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

    Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст.  5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

    Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия. В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

    При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

    Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.

    Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, является физическое лицо - родитель несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (специальный субъект), совершивший данное правонарушение.

    Из рассмотренных в первом полугодии 2021 года 15 дел, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 10 делам в отношении мужчин, по 5 делам в отношении женщин.

    Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    Во всех случаях судьей разъяснялись права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела имеются протоколы разъяснения прав, в которых указано о том, что лицу разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

    Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

    В связи с указанными нормами, потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты. Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

    Судебным приставом-исполнителем опрашиваются потерпевшие (законные представители), материалы дела содержат их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности. В основном это обусловливается работой судебного пристава: от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшего о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ следует учитывать, что санкция данной статьи предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

    В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

    Изучение дел показало, что судебные приставы в день составления протокола об административных правонарушениях передают его вместе с административным материалом на рассмотрение в суд. Все дела рассмотрены мировым судьей в день получения протокола об административном правонарушении.

    Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

    1) наличие события административного правонарушения;

    2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

    3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

    4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

    5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

    6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

    7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

    При рассмотрении дел данной категории является обязательным наличие в материалах дела следующих сведений:

    - сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства).

    - сведения о возбуждении исполнительного производства и предупреждениях судебного пристава-исполнителя, период формирования и размер задолженности по алиментам (постановление о возбуждении исполнительного производства, расчет задолженности).

    - рапорт судебного пристава-исполнителя или акт об обнаружении административного правонарушения, либо заявление потерпевшего о привлечении лица к административной ответственности, его письменные объяснения или опрос в судебном заседании, а также сведения об уведомлении потерпевшего о возбуждении дела об административном правонарушении и его отношение к данному факту.

    - сведения об отсутствии признаков, указывающих на наличие в деянии лица признаков уголовно наказуемого деяния (карточка правонарушений, справка из информационной базы данных).

    - характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).

    - сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка (расписки о получении судебного приказа, уведомлении о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

    По всем рассмотренным за первое полугодие 2021 года делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ. Постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста мировым судьей не выносились.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ рассмотренных за первое полугодие 2021 года не обжаловались.

    Проведенное обобщение судебной практики показало, что все дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, были возбуждены и рассмотрены с соблюдением норм КоАП РФ.

    Помощник мирового судьи Сабангулова Р.Р.

    30.06.2021 г.