Во исполнение плана работы судебного участка мирового судьи № 2
г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области по собственной инициативе проведено обобщение практики приказного судопроизводства по КАС РФ за 10 месяцев 2016 года.
Задачами обобщения являются: выявление наиболее типичных оснований для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа, качество возврата таких заявлений, анализ выявленных судом нарушений закона.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вводится такая упрощенная форма производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как производство по административным делам о вынесении судебного приказа.
Верховный Суд Российской Федерации при внесении 24 сентября 2015 года указанного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обосновывал необходимость принятия данного Федерального закона «значительным увеличением количества обращений в суды налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства».
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ, Кодекс) дополнен новой главой 11.1, конструктивно состоящей из статей 123.1 – 123.8, и регламентирующей производство по административным делам о вынесении судебного приказа.
Применительно к административному судопроизводству установлено, что судебный приказ – это судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
На вступивший в законную силу судебный приказ распространяются требования об обязательности судебных актов, установленные статьей 16 КАС РФ. Установлено, что судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным КАС РФ. При этом Кодекс дополнен новой статьей 17.1 («Административные дела, подсудные мировым судьям»), устанавливающей, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривают мировые судьи в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
Соответствующие дополнения внесены и в статью 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства, в статью 17 КАС РФ, регламентирующую подведомственность административных дел судам, а также в статью 19 КАС РФ, определяющую круг административных дел, подсудных районным судам.
Статья 123.3 КАС РФ устанавливает требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа.
Установлено, что заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.
В заявлении о вынесении судебного приказа взыскатель должен указать:
– наименование суда, в который подается заявление;
– свои наименование, место нахождения, номера телефона, факса, реквизиты банковского счета и адрес электронной почты;
– документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа;
– фамилию, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно), номера телефона, факса, адрес электронной почты (если они известны);
– наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
– положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
– сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
– размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;
– иные документы, подтверждающие обоснованность требований взыскателя;
– перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению о вынесении судебного приказа должны быть приложены копия требования об уплате платежа в добровольном порядке и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявление о вынесении судебного приказа подписывается лицом, указанным в статье 287 КАС РФ, предъявляющей требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций.
Также к заявлению о вынесении судебного приказа взыскатель обязан приложить документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Как указал субъект законодательной инициативы в пояснительной записке при внесении законопроекта на рассмотрение, вышеуказанная норма является важнейшей гарантией соблюдения прав должника в приказном производстве, поскольку предоставляют ему право заявить возражения еще до вынесения судебного приказа, а суду, соответственно, установить, что требования не являются бесспорными и возвратить заявление.
Всего за 10 месяцев 2016 года году мировым судьей вынесено 555 судебных приказов, из которых по заявлениям налоговых органов -510 приказов, по заявлениям Пенсионного фонда 45 приказов.
Статья 123.4 КАС РФ устанавливает основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии.
Установлено, что основаниями для возвращения заявления о вынесении судебного приказа являются те же основания, что и для возвращения административного искового заявления (статья 129 КАС РФ), а также в случаях, когда не представлены документы, подтверждающие заявленное требование, и не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные вышеизложенной статьей 123.3 КАС РФ.
Особо отмечено, что возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения.
В 2016 году мировым судьей было возвращено 2 заявления о выдаче судебных приказов, одно заявление не было подписано, в другом заявлении была неверно указан расчет взыскиваемой суммы.
Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным для отказа в принятии административного искового заявления (статья 128 КАС РФ), а также в случаях, если заявление о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций не может быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, место жительства или место пребывания должника находится вне пределов Российской Федерации, либо из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
В 2016 году мировым судьей было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.
Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по вышеизложенным основаниям препятствует повторному обращению в суд с таким заявлением.
О возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии суд выносит определение в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд.
При этом новой редакцией части 2 статьи 313 КАС РФ установлено, что частные жалобы на определения мирового судьи рассматриваются районным судом.
Порядок вынесения судебного приказа по административным делам установлен статьей 123.5 КАС РФ.
В целом порядок вынесения судебного приказа по административным делам аналогичен порядку вынесения судебного приказа по гражданским делам.
Судебный приказ по существу заявленного требования по административным делам выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа.
Принципиальное отличие от гражданского процессуального законодательства, регулирующего приказное производство, заключается в порядке извещения должника о вынесении судебного приказа. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не регламентирует срок, в течение которого должнику должен высылаться судебный приказ, а срок принесения возражений относительно исполнения судебного приказа составляет десять дней со дня получения должником судебного приказа.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 123.5 КАС РФ), в отличие от вышеуказанного правового регулирования, устанавливает, что копия судебного приказа должна быть направлена должнику в течение трех дней со дня его вынесения. Должник вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа в течение 20 дней со дня направления копии судебного приказа.
В 2016 году на основании возражений должника было отменено 12 судебных приказов.
Требования к содержанию судебного приказа установлены статьей 123.6 КАС РФ.
Так же, как и в гражданском судопроизводстве, судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр остается в материалах дела, а для должника изготавливается копия судебного приказа.
В судебном приказе о взыскании обязательных платежей и санкций указываются:
– номер производства и дата вынесения судебного приказа;
– наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;
– наименование и место нахождения взыскателя;
– фамилия, имя, отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно);
– законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при удовлетворении требования;
– размер денежных сумм, подлежащих взысканию;
– сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;
– реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
– период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
Статья 123.7 КАС РФ устанавливает основания и порядок отмены судебного приказа.
Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в течение 20 дней со дня направления копии судебного приказа поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа должно быть указано на то, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ, регулирующей производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, в случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в районный суд по месту жительства или месту нахождения административного ответчика.
Копии определения об отмене судебного приказа должны быть направлены взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
Возражения должника не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы, в случае, если они поступили в суд по истечении 20 дней со дня направления должнику копии судебного приказа, за исключением случая, если это лицо обосновало невозможность представления возражений в указанный срок по не зависящим от него причинам.
Статьей 123.8 КАС РФ («Выдача судебного приказа») установлено, что в случае, если в установленный срок должником не представлены возражения, взыскателю выдается второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.
В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда, и направления судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю.
Одновременно с этим статья 353 КАС РФ, устанавливающая основания и порядок выдачи исполнительного листа, дополнена новой частью 10.1, в соответствии с которой определено, что выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным вышеизложенной статьей 123.8 КАС РФ.
Также новой вышеизложенной статьей 123.8 КАС РФ предусмотрено, что судебный приказ и исполнительный лист в части взыскания государственной пошлины могут быть направлены судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что аналогичные требования к выдаче судебных документов в виде электронных документов, предусмотренные КАС РФ, для федеральных судов общей юрисдикции должны вступить в силу только с 15 сентября 2016 года.
Судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций может быть обжалован в кассационном порядке, установленном главой 35 Кодекса, регулирующей кассационное производство по рассмотрению жалоб на вступившие в законную силу судебные акты. При этом дополнением пункта 1 части 2 статьи 319 КАС РФ установлено, что на вступившие в законную силу судебные приказы и определения мировых судей кассационные жалоба, представления подаются соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Особо оговорено, что судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. При этом взыскатель, пропустивший срок предъявления судебного приказа к исполнению, может обратиться в суд, вынесший соответствующий судебный приказ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Соответствующие дополнены, внесены в статьи 356 и 357 КАС РФ.
Статья 287 КАС РФ, устанавливающая требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, дополнена нормой, согласно которой в таком административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса. При этом к вышеуказанному заявлению должна прилагаться копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Новая редакция статьи 354 КАС РФ регламентирует основания и порядок выдачи не только дубликата исполнительного листа, но и дубликата судебного приказа.
В новой редакции части 1 указанной статьи наименования «исполнительный лист» и «судебный приказ» объединены единым наименованием «исполнительный документ».
Одновременно с этим слова «исполнительный лист» заменены словами «исполнительный документ» в ряде других норм главы 38 КАС РФ, регулирующей процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.
В пункт 6 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» внесены изменения, позволяющие председателю районного суда перераспределять нагрузку между мировыми судьями одного судебного района путем передачи части заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка.
В 2016 году заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций мировому судье другого судебного участка не передавались.
Одновременно с этим пункт 8 части 5 статьи 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой тексты судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций не подлежат размещению в сети «Интернет».
В 2016 году случаев размещения в сети «Интернет» судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций не было.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 99-ФЗ, который вступил в силу одновременно с вышеизложенными изменениями, внесены изменения в статью 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающую размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Согласно изменениям при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, установленной при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке.
В отчетный период судебные приказы в кассационном порядке не обжаловались. Сроки для подачи возражения на судебный приказ в отчетном году не восстанавливались.
Выводы:
1. Результаты обобщения правоприменительной практики показывают, что вынесение судебного приказа ускоряет и упрощает судопроизводство, экономит средства на судебные расходы, поэтому приказное производство востребовано лицами, при этом как юридическими, так и физическими.
2. При осуществлении приказного производства по гражданским делам мировым судьей соблюдаются нормы процессуального и материального права; в том числе сроки вынесения и выдачи судебного приказа.
3. Необоснованных отказов в принятии заявления о вынесении судебного приказа не выявлено.
Предложения по результатам проведенного обобщения:
1. Соблюдать требования закона при рассмотрении заявлений о выдаче судебного приказа.
2. При принятии решения по поступившему заявлению о выдаче судебного приказа детально изучать законность и обоснованность требований, в необходимых случаях отказывать в принятии заявлений.
3. Тщательнее выяснять вопросы, которые могут стать предметом частного определения и во всех необходимых случаях выносить указанные процессуальные акты.
4. Изучать и обобщать судебную практику по данной категории дел в дальнейшем.
4. Результаты проведенного обобщения судебной практики обсудить на оперативном совещании при мировом судье с участием работников аппарата, использовать в работе при рассмотрении гражданских дел.
Мировой судья И.В. Швецова