Обобщение недостатков и ошибок, допускаемых должностными лицами органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях по делам, рассмотренным в течение 2025 года по состоянию на 25 июня 2025 года.

Всего в истекшем периоде 2025 года поступило 424 дел об административных правонарушениях (АППГ – 439), из них рассмотрено 415 дел (АППГ – 423).

Из общего числа рассмотренных дел производство по делу прекращено по 2 делам (АППГ – 0), протоколы об административных правонарушениях возвращены должностному лицу, составившему их – 7 (АППГ – 16).

Анализируя причины, по которым производства по делам были прекращены, выявлены следующие нарушения и недостатки, допущенные должностными лицами органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях:

1. Отсутствие в действиях (бездействиях) лица состава или события административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) – 1 дел,

2. Истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) – 1 дело.

1. Отсутствие в действиях лица события или состава административного правонарушения.

Прекращение производства по указанному основанию стало то что лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом. К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется. На момент совершения административного правонарушения гражданин был лишен права управления.

2. Истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Причиной применения указанного основания для прекращения производства по делу при рассмотрении дел, явилась волокита, допущенная со стороны должностных лиц, составляющих протоколы и направляющих их для рассмотрения в суд.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.13 КоАП РФ, составляет 90 календарных дней со дня совершения административного правонарушения.

Пример: как усматривалось из материалов дела обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Ч. дела об административном правонарушении, имели место 06.02.2025 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 07.05.2025.

В соответствии с п.п.5 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку по данному делу такого ходатайства не рассматривалось, оснований для приостановления срока, не имеется.

Вместе с тем протокол поступил на рассмотрение мировому судье лишь 07.05.2025 года, в связи с чем, производство по делу прекращено.

3. Иные недостатки и ошибки, допущенные должностными лицами органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.

3.1. Отсутствие СМС – согласия на получение судебных извещений о рассмотрении дела об административных правонарушениях.

В рамках совместных совещаний, проводимых неоднократно судебными участками г. Кувандыка и Кувандыкского района и представителями органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, было достигнуто соглашение о получении должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении от лиц, привлекаемых к ответственности, потерпевших по делу, согласия на получение смс – уведомлений о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде.

Указанная мера способствует рассмотрению дел в кротчайшие сроки, исключая факты затягивания сроков рассмотрения дел из – за неизвещения или ненадлежащего извещения сторон по делу, способствует экономии бюджетных средств, выделяемых на финансирование услуг почтовой связи.

3.2 Исправления в протокол об административном правонарушении либо процессуальные документы с нарушением процессуальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Таким образом, любые изменения в протокол об административном правонарушении допускаются исключительно при соблюдении процедуры составления протокола об административном правонарушении, то есть с участием лица, в отношении которого составлен протокол либо при наличии достоверных сведений о его извещении о времени и месте внесения таких изменений.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой признание таких протоколов в качестве недопустимых доказательств по делу.

Вместе с тем, исправления были установлены в трех протоколах, поступивших на рассмотрение из ОП МОМВД России «Кувандыкский», что явилось основанием для их возвращения должностному лицу.

3.3. В числе распространенных недостатков также следует отметить отсутствие в материалах дела реквизитов для оплаты штрафа (ОП), тогда как в силу п.п. 1.1. ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Подводя итог, необходимо отметить, что разрешение вопроса о качестве подготовки административных материалов являлось предметом совместных совещаний, проводимых на базе Медногорского городского суда с должностными лица, уполномоченными на составление протоколов. Вместе с тем, спустя непродолжительный период времени ошибки, допускаемые ранее, повторяются вновь.

В целях устранения выявленных недостатков при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировым судьей в адрес начальника МОМВД России «Кувандыкский» в истекшем периоде 2024 года направлено 1 информационное письмо.

Предложения

1. Продолжить изучать и обобщать недостатки и ошибки, допускаемые при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях в целях установления причин их совершения.

2. Тщательнее выяснять вопросы, которые могут стать предметом частного определения (постановления) и во всех необходимых случаях выносить указанные процессуальные акты.

3. Результаты проведенного обобщения судебной практики обсудить на совместном совещании с руководителями органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.

4. Рекомендовать руководителям органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, принять меры к повышению уровня исполнительской дисциплины со стороны подчиненных работников.